Комментарий. Чему научила массовая гибель пчел за рубежом...
Гибель пчел в различных странах мира, в разы превышающая «стандартный» отход в 10-15%, продолжается. Причем наиболее широкие масштабы она приобретает в развитых странах, где борьбе с болезнями и паразитами пчел уделяется серьезное внимание. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в США с конца 2006 года явление под названием коллапс пчелиных семей (КПС).
Американская инспекция по пчеловодству (American Apiary Inspection, АИП) сообщила, что по данным на февраль 2008 г. в США погибло 36% пчелиных семей. Это на 6% больше, чем в зимовку 2006/2007 гг. Из них от бескормицы и других «естественных» причин погибло 70% и от КПС - 30%. И это несмотря на то, что пчеловоды, следуя рекомендациям специалистов, стали больше заботиться о здоровье своих пчел.
В марте и апреле сообщения о гибели пчел продолжали поступать из штатов на севере страны. По оценке главного редактора журнала «Би Калча»(Bee Culture) Кима Флоттэма, к началу июня в США погибло более 1 млн пчелиных семей или 44% от статистических 2,2-2,4 млн. Прямые убытки пчеловодной индустрии составили около $150 млн. Изменилась география потерь: если в 2007 г. больше других пострадали восточные штаты, то в 2008 г. - штаты западного, тихоокеанского побережья. И хотя ажиотаж вокруг пчелиной драмы в США заметно ослабел по сравнению с 2007 г., ее основные моменты остаются в фокусе внимания СМИ.
На сегодняшний день КПС зафиксирован в 36 штатах. Особенно большой ущерб он нанес профессиональным (или коммерческим) пчеловодам, живущим за счет доходов от опыления, продажи продуктов пчеловодства, инвентаря, пчел и кочующим по стране большую часть года в поисках заработков. К этой группе причисляют около 1 тыс. человек. Большие убытки понесли также многие из 5 тыс. полупрофессиональных пчеловодов, для которых пчеловодство является побочным источником доходов. Эти две категории пчеловодов играют ключевую роль в пчеловодной индустрии США и являются владельцами подавляющего большинства пчелиных семей. Остальные 95% пчеловодов - любители, которые держат пчел «на заднем дворе» и относятся к пчеловодству как к досуговому занятию. Американская статистика не принимает в расчет производство меда в хозяйствах, насчитывающих 1-5 ульев.
Надвигающаяся угроза заставила пчеловодные структуры США отложить в сторону внутренние разногласия и сосредоточиться на коллективном поиске выхода из кризиса. Об этом свидетельствовала серия проведенных ими совместных конференций и других мероприятий в защиту пчел и пчеловодства, а также форумов по пропаганде меда как натурального, полезного продукта. Американская ассоциация производителей меда и Американская пчеловодная федерация, что долгие годы воздерживались от диалога, вошли в состав созданной в декабре 2006 г. некоммерческой организации Рam (Project apis mellifera). В этой организации состоят также Национальное управление по меду, Ассоциация пчеловодов Калифорнии и Объединение калифорнийских фермеров-производителей миндаля. Одна из главных функций Pam - координация работ по изучению КПС.
Представители пчеловодного и научного сообществ США в своих выступлениях перед широкой аудиторией и в СМИ подчеркивают, что американская пчеловодная индустрия столкнулась с серьезными проблемами, решить которые можно только при условии финансовой и другой помощи со стороны правительства, а также активного участия в этом процессе всех заинтересованных сторон. При этом они не склонны излишне драматизировать ситуацию. Публичные выпады пчеловодов в адрес американских ученых, которые пока что не разобрались в природе КПС, отсутствуют. Никто не обвиняет их в некомпетентности или в том, что они «транжирят» средства налогоплательщиков.
Американцы исходят из того, что гибель пчел следует рассматривать в «пакете» с проблемами сокращения численности других опылителей: бабочек, мух, жуков, птиц, летучих мышей и т.д. Эта точка зрения, в частности, была изложена в опубликованном в 2007 г. специальном докладе Национальной Академии Наук (Committee on the Status of Pollinators in North America) и получила широкий общественный резонанс. С июня 2007 г. в США проводятся общенациональные «недели» защиты животных-опылителей, снимаются научно-популярные фильмы на эту тему, издаются информационные материалы, выпускаются почтовые марки.
Пчеловодство в США имеет четко выраженный опыленческий уклон. Доходы пчеловодов от опыления садов, ягодников, овощей, бобовых и других сельскохозяйственных культур многократно превышают их доходы от продажи меда. Общие же доходы экономики США от опыления по оценкам Корнельского университета составляют $15-19,5 млрд (первая цифра - по данным на 2000 г., вторая учитывает рост инфляции за прошедшие 8 лет).
В 2008 г. расценки за опыление по сравнению с двумя предыдущими годами выросли в 1,5-2 раза. В Пенсильвании, например, плата за аренду одной семьи пчел для опыления яблонь увеличилась с $35-45 до $65, а тыквы - с $55-65 до $95-105. Наиболее прибыльным бизнесом остается опыление миндаля в Калифорнии. В феврале-марте этого года там платили за месячную аренду пчелиной семьи до $180. Эта сумма перекрывает расходы пчеловодов на подготовку и доставку пчел и включает в себя компенсацию на случай их гибели. С высокой вероятностью последней приходится считаться. Поездки в этот штат и обратно изматывают и ослабляют пчел. Специалисты отмечают, что ежегодный завоз 1 млн пчелосемей из разных концов страны превратил Калифорнию в главный рассадник пчелиных болезней и паразитов в США, и каких-либо изменений к лучшему в этой области не предвидится. Площади под миндалем в Калифорнии продолжают расширяться. Изучается вопрос о дальнейшей «индустриализации» опыления миндаля, применения в период его цветения феромонов, имитирующих наличие в пчелиной семье большого количества расплода и заставляющих пчел работать с удвоенной энергией. В случае дефицита американских пчел для опыления миндаля предлагается открыть доступ в Калифорнию для профессиональных пчеловодов из Мексики. Противники этого решения указывают, что завоз мексиканских пчел лишь усугубит проблемы американского пчеловодства, приведет к расширению списка пчелиных болезней и ареала обитания агрессивных африканизированных пчел (по прозвищу «пчелы-убийцы») в США.
Несмотря на перечисленные выше проблемы, американское пчеловодство, судя по всему, начинает выходить из кризиса. Теплая весна и благоприятная первая половина нынешнего лета позволяют надеяться, что удастся, наконец, остановить продолжающееся с 2002 г. падение производства меда. В 2007 г. медосбор в США был минимальным за последние полвека - около 67 тыс. т. Сейчас ожидается урожай в 75-80 тыс.т. Кроме того, значительно возросли ассигнования на научные исследования, касающихся КПС и «охраны здоровья» пчел.
Службе сельскохозяйственных научных исследований (Agriculture Research Service) при Министерстве сельского хозяйства в 2007 г. на эти исследования было выделено $6 млн, в текущем году - $7 млн. В 2009 г. эта сумма составит около $7,8 млн. В июне Конгресс принял решение о выделении дополнительных средств на исследования по «защите опылителей» в США. По сообщениям СМИ, речь идет о выделении на эти цели ежегодно $20 млн в течение четырех лет. Впервые в истории США в документах о поддержке фермерства появилась статья под таким заголовком.
Университет Джорджии победил в конкурсе на получение гранта в размере $4,1 млн в рамках «координируемого сельскохозяйственного проекта» (Coordinated Agricultural Project). К его реализации подключились ведущие ученые из 14 университетов, двух лабораторий сельскохозяйственных исследований и одной государственной лаборатории США.
Средства на исследования причин КПС поступают не только из федерального бюджета. Из бюджета штата Орегон выделено $215 тыс. «на оказание помощи пчеловодам в чрезвычайной ситуации», изучение КПС и разработку мер по предотвращению гибели пчел. Компания-производитель мороженого Haagen-Dazs заявила о намерении предоставить Университету Пенсильвании и Калифорнийскому Университету на указанные исследования $200 тыс. Управление по миндалю Калифорнии выделило $250 тыс.
Перечисленные факты говорят о том, что пчеловодная и научная общественность США, а также отдельные сектора агробизнеса и пищевой промышленности смогли объединить усилия по защите пчеловодной индустрии, довести свою озабоченность положением дел в пчеловодстве до сведения широкой общественности, законодательной и исполнительной власти. В итоге ассигнования на нужды пчеловодства резко увеличились.
Эти достижения послужили для пчеловодных структур других стран примером для подражания.
Канадский совет по меду обратился к федеральному правительству с требованием выделить $50 млн на компенсацию потерь пчеловодов в ходе последней зимовки и $10 млн - на соответствующие научные исследования.
Совет пчеловодной индустрии Австралии запросил в правительстве $50 млн на защиту национальной пчеловодной индустрии, в т.ч. на мероприятия по предотвращению завоза в эту страну клеща варроа.
В Англии Ассоциация британских пчеловодов выступила за выделение 8 млн. фунтов стерлингов на разработку и реализацию программы исследования медоносной пчелы. Это составляет всего лишь 1% от тех доходов, что получила английская экономика благодаря пчелам за последние 5 лет, подчеркивают представители ассоциации. Потери пчел в Англии в 2003 г. составляли 6%, в 2007 г. - 12%, а в начале 2008 г. - 21%.
О больших потерях пчел сообщалось и в Чехии. Руководители ее пчеловодных объединений весной этого года высказались в пользу увеличения ассигнований на научные исследования и оказания помощи пчеловодам в чрезвычайной ситуации в размере 3 млн евро.
В Германии федеральное правительство выделило 1,5 млн евро на исследования медоносных пчел. Кроме того, в мае компания «Байер» выплатила компенсацию в размере 2 млн евро 700 пчеловодам земли Баден-Вюттенбург, которые потеряли 11,5 тыс. пчелосемей из-за бесконтрольного применения фермерами пестицидов группы неоникотиноидов (clothianidine).
После этого журнал «Сайенс» опубликовал материалы о сокращении численности опылителей в Англии и Голландии и сокращении количества растений, зависящих от опыления. Европейские ученые выразили озабоченность в связи обнаружением большого числа пестицидов в продуктах пчеловодства в ходе проведенных ими исследований. На очереди - исследования остатков пестицидов во взрослых пчелах, в расплоде и нектаре.
В Швейцарии создан своеобразный пчеловодный «Интерпол» - структура для мониторинга самочувствия медоносных пчел в различных странах мира. Возглавляет эту структуру д-р Питер Нойман (Реter Neumann).
В 2008 году поиск причин массой гибели пчел в США активизировался.
В июне были опубликованы результаты совместного исследования Службы сельскохозяйственных научных исследований и Американской инспекции по пчеловодству, касающиеся одного из главных «индикаторов» КПС - израильского вируса острого паралича (ИВОП). По сравнению с 2004 г. ареал распространения этого вируса в США значительно расширился. К настоящему времени в 19 штатах выявлены 2 его разновидности: одна имеет сходство с австралийским ИВОП и распространена на западе страны, куда с 2005 г. завозятся австралийские пчелы, а вторая преобладает на востоке и северо-западе США и, по-видимому, появилась там раньше, чем был разрешен импорт пчел из Австралии. Обе эти разновидности генетически отличаются от ИВОП в Израиле. Толковать этот феномен можно двояко: либо ИВОП в США быстро мутирует, либо его разновидности присутствуют здесь уже достаточно долго.
В докладе отмечается также, что:
- заклещенность исследованных образцов пчел была близка к критическому уровню (9,5 клещей варроа на 100 пчел), но в пораженных КПС и контрольных семьях она была примерно на одном уровне;
- проводимые в США и в Израиле исследования подтвердили, что ИВОП поражает взрослых пчел и способен вызывать быструю гибель семей, но отдельные зараженные семьи со временем выздоравливают, благодаря резистентности по отношению к клещу варроа и к ИВОП;
- ИВОП передается от пораженных семей здоровым в пределах одной пасеки, в то время как другие вирусы (вирус деформации крыла, SBV, BQCV) переносятся пчелами-фуражирами с пыльцой растений, что предполагает наличие их внешних «резервуаров»;
- в 2007 г. ИВОП был обнаружен вблизи зараженных пасек и на немедоносных пчелах;
- стрессы, испытываемые пчелами, способствуют активизации ИВОП.
Несмотря на перечисленные факты, участники исследования заявили, что пока «не видят причин для большой тревоги» из-за наличия ИВОП в США. По их мнению, прямые причинно-следственные связи между зараженностью пчелиных семей ИВОП и развитием КПС не просматриваются. Другие вирусы также неоднократно вызывали массовую гибель пчел, и почти все пчелиные семьи являются носителями, по крайней мере, одного вида патогенных вирусов, подчеркивается в исследовании.
Основные рекомендации для пчеловодов по контролю ИВОП сводятся к следующему:
- не подсоединять слабые семьи к сильным во избежание распространения болезни;
- не использовать инвентарь, полученный от других пчеловодов;
- не подвергать пчелиные семьи излишним стрессам;
- применять только лицензированные препараты для контроля клеща варроа, нозематоза, американского и европейского гнильца;
- обеспечивать семьи достаточным количеством кормов.
Еще одним важным направлением научных работ стало изучение воздействия пестицидов на здоровье пчел. Считается, что широкомасштабное применение химических препаратов в сельском хозяйстве является одной из главных причин массовой гибели пчел. Если раньше эти препараты убивали пчел «наповал», то теперь они постепенно накапливаются в почве и растениях, попадают в ульи в малых дозах вместе с нектаром и пыльцой и действуют «как бомба с часовым механизм».
Группа ученых из Университета Пенсильвании исследовала 108 образцов пыльцы (обножки и перги) из разных регионов на наличие 171 химических препаратов и их метаболитов. Были обнаружены остатки 46 пестицидов, в т.ч. 20 инсектицидов и 6 их метаболитов, 14 фунгицидов и 6 гербицидов. Они были отнесены к следующим классам: пиретроиды - 8, органофосфаты - 5, карбоматы - 4; неоникотиноиды - 3; регуляторы развития насекомых - 3, органохлорины - 2; хлоринированные циклодины - 1.
Среди 14 наиболее часто встречавшихся пестицидов на первых местах оказались: флувалинат (в 70% образцов), кумафос (60%), хлорпирифос (55%) и эндосульфан (54%). Остатки других препаратов встречались в 10-20% образцов.
В отдельных образцах содержалось до 17 пестицидов. В среднем в каждом образце присутствовало 5 пестицидов. Только 3 образца оказались чистыми.
В 88 образцах воска из расплодной части гнезд было обнаружено 20 пестицидов и 2 их метаболита. Среди 11 наиболее часто встречавшихся препаратов «чемпионами» оказались кумафос и флувалинат (в 100% образцов), хлорпирифос (76%), кумафос оксон (42%). Другие препараты были обнаружены в 5-30% образцов.
Наличие в образцах инсектицидов различных классов в комбинации с фунгицидами и реже - с гербицидами дало основания полагать, что указанные препараты способны оказывать комбинированное воздействие на здоровье и поведение пчел как одноразово, так и в течение продолжительного времени…
Кампания в защиту медоносной пчелы и пчеловодства, развернутая в 2007 г. в США, нашла отклик во многих странах мира и в последнее время обретает глобальный характер. Эта кампания уже дает позитивные результаты там, где пчеловодные структуры поддерживают конструктивный диалог друг с другом, с общественностью и властями своих стран, тесно сотрудничают с учеными и агробизнесом.
К сожалению, в России этого пока не происходит. В отечественном пчеловодстве нет ни координирующих, ни консультационных структур. Представители пчеловодной «элиты» не спешат объединять силы перед лицом множащихся внешних и внутренних угроз пчеловодству. О каком развитии отрасли в подобных условиях может идти речь?
И существует ли эта отрасль на самом деле?
Александр Пономарев
|